Следы исчезнут поколений

28.11.2020
647
0

Следы исчезнут поколений, но жив талант, бессмертен гений!

Ф.Н. Глинка

Я как-то услышала, что в одной из американских школ урок рисования начинается с «пятиминутки», когда все дети рисуют контур своей страны… Как здорово! Так решил учитель.  Или сверху пришел «циркуляр»?
Мы много говорим о воспитании патриотизма, любви к своей стране, истории.  И в то же время проходим мимо значимых событий, формирующих нацию.

6 июня  ежегодно отмечается День Пушкина и День русского языка. Замечательная дата. Меня восхитили дети, записавшие небольшие видеоролики  с чтением любимых строк Александра Сергеевича, откликнувшись душой на событие:
Маша Верещагина, 11 класс прочла строчки о няне Александра Сергеевича Арине Родионовне с такой теплотой и любованием поэтическим словом: «Подруга дней моих суровых, голубка дряхлая  моя, одна в глуши лесов сосновых давно-давно ты ждешь меня…» на фоне белоствольных берёзок и пения птиц! Ошеломляющее впечатление! Сколько доброты в этой девочке и нежности! Спасибо, Машенька! И за иллюстрацию к всеми любимой сказке «О царе Салтане..»
А вот милое прочтение стихотворения «Зимний вечер» в исполнении Светланы Сукнёвой, 2 класс. Очень трогательно звучат  строчки, обращенные опять же к няне поэта: «Наша ветхая лачужка и печальна и темна, что же ты, моя старушка, приумолкла у окна?» Слова благодарности надо сказать  за девочку бабушке, Галине  Алексеевне  Астафьевой, которая не первый раз уже с внучкой восхищает нас красивым прочтением стихов.

Потапов Максим, 2 класс всех порадовал знаменитым стихотворением о красоте природы «Зимнее утро»: «Мороз и солнце-день чудесный! Еще ты дремлешь, друг прелестный…».  И хоть время года летнее, а не зимнее, Максим читает строчки на фоне красивого озерца - удачно выбранного пейзажа. Молодец, Максим! Спасибо тебе за строчки великого поэта!

Верещагин Степа, 5 класс, присоединился к знаменательному событию, нарисовав иллюстрацию к стихотворению, столь любимому всеми нами, «У Лукоморья». Он так умело и точно изобразил на рисунке стихотворение, что невольно начинаешь вспоминать давно заученное: «У Лукоморья дуб зеленый, златая цепь на дубе том, и днем, и ночью кот учёный все ходит по цепи кругом…».

Молчанова Маша порадовала прочтением знаменитого Пушкинского стихотворения  «Песнь о вещем Олеге»: «Как ныне сбирается вещий Олег отмстить неразумным  хазарам…».  Прочитав небольшой отрывок наизусть, она посоветовала дальнейшую судьбу вещего Олега узнать самим, полистав томик А.С.Пушкина.
Отрывок из сказки «О царе Салтане..» по-сказочному, артистично  прочла Швецова Руфина, 2 класс: «Три девицы под окном…»

А вот Селиванов Михаил, 9 класс,  продекламировал пушкинскую эпиграмму «Добрый человек»: «Ты прав — несносен Фирс ученый, Педант надутый и мудреный —Он важно судит обо всем,
Всего он знает понемногу. Люблю тебя, сосед Пахом, — Ты просто глуп, и слава богу», сумев интонационно выразить смысл когда-то сказанного Александром Сергеевичем.

Александрова Мария, 4 класс, призналась, что очень любит стихи А.С.Пушкина, и с удовольствием прочитает отрывок из поэмы «Руслан и Людмила» «У Лукоморья…». Кто ж не любит сказочные строчки о коте учёном да еще сказки рассказывающем! Молодец, Маша, очень старалась прочитать выразительно необыкновенные сказочно-поэтические строчки великого Пушкина!
Голубка, друг прелестный, лачужка – сколько нежных с уменьшительно-ласкательными суффиксами слов-обращений в стихах поэта, от которых душа просыпается и настроение поднимается! Стихи обязательно надо читать детям, подросткам, они формируют культуру речи, духовность.

«Взять, к примеру, Агнию Барто, я хорошо помню, что каждое стихотворение у нее - урок. Он не навязчивый, но очевидный», - из интервью А.Лиханова газете «Вечерняя Москва», 2010 .
А вот что по поводу нашей речи говорит Дмитрий Лихачев, академик, филолог, защитник духовности и нравственности: «Мы страна без обращения к другому. Вот что я слышал от одного эмигранта, приезжавшего в Россию: «Вы знаете, что у вас заменило обращение к другому человеку? Слово «ну». Всегда к нам обращается экскурсовод и говорит: «Ну, пойдем…», «Ну, сейчас будем обедать…» Постоянное «ну», привычка обращаться с понуканием вошла в язык. Слова исчезли вместе с явлениями. Часто ли мы слышим «милосердие», «доброжелательность»? Этого нет в жизни, поэтому нет и в языке. Или вот «порядочность».

Николай Калинникович Гудзий меня всегда поражал – о ком бы я ни заговорил, он спрашивал: «А он порядочный человек?» Это означало, что человек не доносчик, не украдет из статьи своего товарища, не выступит с его разоблачением, не зачитает книгу, не обидит женщину, не нарушит слова. А «любезность»? «Вы оказали мне любезность». Это добрая услуга, не оскорбляющая своим покровительством лицо, которому оказывается. «Любезный человек». Целый ряд слов исчезли с понятиями. Скажем, «воспитанный человек». Он воспитанный человек. Это прежде всего раньше говорилось о человеке, которого хотели похвалить. Понятие воспитанности сейчас отсутствует, его даже не поймут.
Очень важно читать детям вслух. Чтобы учитель пришел на урок и сказал: «Сегодня мы будем читать «Войну и мир». Не разбирать, а читать с комментариями. Самое печальное, когда люди читают и незнакомые слова их не заинтересовывают, они пропускают их, следят только за движением интриги, за сюжетом, но не читают вглубь. Надо учиться не скоростному, а медленному чтению. Стихи же вообще нельзя прочитать с первого раза. Сперва нужно уловить музыку стиха, затем уже читать с этой музыкой – про себя или вслух».
Дети, мы говорим, наше будущее. Что мы ждем от будущего, речь которого наполнена матерными словами?

Вот что об этом говорит Д.Лихачев:  «Если бесстыдство быта переходит в язык, то бесстыдство языка создает ту среду, в которой бесстыдство уже привычное дело. Существует природа. Природа не терпит бесстыдства. То бесправие, в котором русский народ жил почти целый век, оно людей унижало. Сейчас кому-то кажется, что вседозволенность – кратчайший путь из унизительного положения. Но это самообман. Тот, кто чувствует себя свободным, не будет отвечать матом…».

Русь подтвердила свое право
жить, не склоняя головы,
словарным вкладом Святослава,
сказавшего: «Иду на вы!»
Негоже хвастаться спесиво,
но атеистам на Руси
и тем пришлось бурчать: «Спасибо»,
забыв, что это: «Бог спаси»...

Звуча у Пушкина так дивно,
язык наш корчится в тоске,
когда пошлят богопротивно
на нем, на русском языке.

Язык, наш вечный воскреситель,
не даст он правды избегать.
На языке таком красивом
так некрасиво людям лгать.

Как бы неправда ни крестилась,
на ней не вижу я креста.
Есть пропасть между слов – «красивость»
и «подлинная красота».

Язык мой русский, снежно хрусткий,
в тебе колокола, сверчки
и поскрип квашеной капустки,
где алых клюковок зрачки.

Ты, и не думая зазнаться,
гостеприимный наш язык,
в себя воспринял дух всех наций,
и тем по-пушкински велик.

(Е.Евтушенко)

6 июня позади, прошла неделя, а стихи ребята продолжают читать и записывать. Спасибо Авдеевой Оле, 2 класс, прочитавшей стихотворение «Узник»,  восьмиклассницам Новосельцевой Ангелине и Гартнер Виктории за стихотворение «Няне», Рябошапка Денису, 8 класс, прочитавшего «Тучи». Все видеоролики мы разместим  на сайте школы и в сентябре обязательно подведем итоги.

Видео можно смотреть на канале Youtube Смотреть плейлист на Youtube
Об авторе
Оставь комментарий

Войдите на сайт

Нет фото

Задать вопрос директору

Достижения

Архив записей

Статистика

Последние события

10.11.2020 в 06:47
06.11.2020 в 23:27
01.11.2020 в 06:07

Минпросвещения
России