Портфолио Сухановой

23.10.2017
Автор: admin
Комментарии: 0
Просмотров: 139
 

 

Эссе

«Мне некогда …»

Из опыта работы с родителями.

Татьяна Валерьевна Суханова
Учитель начальных классов
МКОУ СОШ п. Алексеевск

«Сегодня нет времени…

Завтра не будет сил…

А послезавтра не будет нас…

Ничего не откладывайте, живите сейчас.»

Омар Хайям

Вот уж более четверти века прошло с тех пор, как я  пришла работать в  школу.  Мне не было и двадцати, а родители моих учеников были  все старше меня. Не перестаю удивляться их отношению ко мне как к учителю, как к классному руководителю. Мамы приходили в школу часто без приглашения. Говорили о проблемах воспитания, о трудностях в обучении. Нередко делились и семейными проблемами, а их в  90-е годы было хоть отбавляй практически у любой семьи. Часто можно было услышать сочувствующее:

 «Как вы с ними управляетесь? Я с одним–то дома сладить не могу…». Прислушивались к моим советам, реагировали на замечания.   Про родительские собрания и говорить нечего. Если уж и не мог прийти кто-то из родителей, то причина действительно была уважительной, а не банальное: «Мне некогда…». А ведь про стиральные машины-автоматы тогда и не слышали, электромясорубку и мультиварку не видели.

И вот мы уже в новом  веке, и жизнь задаёт свой темп. И я уже учу детей своих учеников.  Но почему же про современных детей мы часто слышим: «Они плохо воспитаны?» Родителям некогда заниматься воспитанием? Но ведь качество жизни значительно улучшилось. Многие бытовые проблемы мы решаем с помощью техники, не надо простаивать в очередях, чтобы добыть пропитание для семьи.  Выбор книг и развивающих игрушек такой, что «глаза разбегаются». Но на детское : «Мам, а давай…» мы часто слышим: «Отстань! Мне некогда…». И дело даже не в том, что не хватает времени поговорить с ребёнком. Ведь воспитание  – это не  бесконечные беседы, это образ жизни. И если мама и папа в совершенстве владеют нецензурной лексикой, то сложно убедить малыша, что так разговаривать неприлично.

В.А. Сухомлинский говорил: «Семья – это та среда, где человек должен учиться творить добро». Трудно научить ребёнка доброте, если он  живет в агрессивной семейной среде. И как быть, когда после классного часа о вреде курения,  искренне ужаснувшись всем последствиям этой пагубной привычки, ребёнок изрекает: «А моя мама курит…?»

К сожалению, число родителей, которым не хватает времени на воспитание, растёт год от года. И я как классный руководитель столкнулась с этой проблемой – родителям некогда заниматься воспитанием детей.Ну  что ж поделаешь, если в посёлке,как во время войны, остались  старики, женщины и дети. Особенно остро ощущается недостаток мужского воспитания, так как  большинство пап работают вахтовым методом.  У многих в семье появились младшие братья или сёстры. И в каждом моём  выпуске есть такие «сложные»семьи. Достучаться до них порой очень нелегко. 

Тогда я решила опираться  на  активных родителей. Лучше все силы вложу в сплочение родительского актива, чем буду биться о стену непонимания. А уж вместе мы – сила.Считаю  важным убедить родителей в том, что мы с ними « в одной лодке», и  если кто-то из нас будет её раскачивать, то мы просто «пойдём ко дну». Вместе мы пришли к выводу, что чужих детей не бывает, и каждый ребёнок в нашем классе будет согрет родительским вниманием.  А ещё моими лучшими союзниками и помощниками становятся бабушки. Вот уж на кого можно положиться в полной мере.

Родительский всеобуч – одна из форм  взаимодействия с родителями. Родительские собрания стараюсь не превращать в чтение нотаций. Только диалог, только душевная беседа, решение жизненных ситуаций. «А как вы думаете? Поделитесь. Посоветуйте.» И вот уже разгораются горячие споры.  Кто-то не согласен с мнением большинства. И это здорово, ведь нет равнодушных! А после собрания ещё долго  не расходимся. Многим хочется личного общения. И речь заходит порой не о своих детях, а о ребятах класса.

Вот бабушка Лизы Д. очень осторожно предлагает  вещи внучки для Оксаны. Не ускользнуло от зоркого женского взгляда, что девочка плохо одета. И вместе мы благополучно пристраиваем три пакета добротной одежды и обуви, решив на сезон вопрос  с одеждой для Оксаны и её двух сестёр.

Родители Вали решили не отпускать ребёнка на новогодний утренник, так как не нашли денег на подарок. Мама Саши М.  искренне недоумевает: «Как ребёнок будет без сказки? Я сама сделаю для неё подарок».

А Пашина мама -  хозяйка кафе. Сама и повар, и официант, и посудомойка, да ещё и  третьего ребёнка недавно родила. Вот уж кому некогда! Но на масленицу у нас отменные блины с клубничным вареньем, а на день Святого Валентина – чудные тортики для мальчиков и девочек. А в поход мы пойдем с Пашиным папой, который  научит колоть дрова, разводить костёр,  и суп сварит, и солдатскую кашу.

Ещё у нас есть папа Миши К., который хоть и не уезжает, но кроме работы ведёт  большое  приусадебное хозяйство.  Никогда  он не ответит на просьбу учителя: «Мне некогда!» Всегда только: « Сделаем, Татьяна Валерьевна!».

И таких неравнодушных у нас, оказывается, немало. Они и в поход, и на каток, и в музей, и на открытый урок. Каждый ребёнок охвачен вниманием, вовлечен в общее дело. Тут уж  и малоактивные родители  подтягиваются. И к четвёртому году нашей школьной жизни я уже слышу от мамы Алины Т. робкое:  « Запишите нас  с папой в рейд». А Оксанин папа поучаствовал в шахматном турнире,  мама  помогла в ремонте. Значит  наши старания не прошли зря. 

 

Комментарии

Код *: