Главная » 2016 » Сентябрь » 7 » Ценностные приоритеты духовно-нравственного воспитания

Ценностные приоритеты духовно-нравственного воспитания

22.01.2018
Автор: admin
Комментарии: 0
Просмотров: 93

фотоС 30 июня по 03 июля 2016 года в г. Санкт-Петербурге состоялась II Всероссийская конференция «Духовно-нравственное воспитание ГРАЖДАНИНА и ПАТРИОТА РОССИИ в условиях реализации ФГОС», в рамках которой проводился Всероссийский конкурс образовательных проектов и программ по духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи «ГРАЖДАНИН и ПАТРИОТ РОССИИ - 2016».
МКОУ СОШ п. Алексеевск Киренского района приняла активное участие в данном конкурсе, представив проект «ПОМНИМ! ГОРДИМСЯ! ЧТИМ!», посвященный Великой Победе над фашизмом. Главная цель проекта - воспитание подрастающего поколения в духе гражданственности и патриотизма, любви к Родине, верности долгу, уважения к русской истории. А для достижения этой цели необходимы усилия не только педагогической общественности, а еще семьи, общества и государства. Проект «ПОМНИМ! ГОРДИМСЯ! ЧТИМ!» объединил всех жителей поселка, и в этом активное участие приняли  Совет ветеранов, Совет отцов, Совет женщин,   администрация поселка, родители, педагоги и учащиеся. Достойно представив на конференции проект,  школа стала лауреатом  конкурса и обладателем медали «За вклад в воспитание гражданина и патриота России».фото
        Великий русский философ Иван Александрович Ильин сказал: «Истинный патриотизм родится из духовной природы человека…И если я считаю моей родиной Россию, то это означает, что я по-русски люблю, созерцаю и думаю, по-русски пою и говорю; что я верую в духовные силы русского народа и принимаю его историческую судьбу своим инстинктом и своею волею. Его дух – мой дух; его судьба – моя судьба; его страдания – моё горе; его расцвет – моя радость».
Сегодня на государственном уровне обозначена необходимость приоритета воспитания, как сказал президент В.Путин,  «качественного образования  не может быть без воспитания…духовные, нравственные ценности, ценностные коды  – это сфера жесткой конкуренции, порой – объект открытого информационного противоборства, не хочется говорить агрессии, но противоборства, это точно, и уж точно хорошо срежиссированной пропагандистской атаки. И это никакие не фобии, ничего я здесь не придумываю, так оно и есть на самом деле. Это как минимум одна из форм конкурентной борьбы. Попытки влиять на мировоззрение целых народов, стремление подчинить их своей воле, навязать свою систему ценностей и понятий – это абсолютная реальность, так же как борьба за минеральные ресурсы, с которой сталкиваются многие страны, в том числе и наша страна. И мы знаем, как искажение национального, исторического, нравственного сознания приводило к катастрофе целых государств, к их ослаблению, распаду в конечном итоге, лишению суверенитета и к братоубийственным войнам. Мы сегодня говорим о проблеме, которая давно назрела и часто на слуху, но вот так системно, пожалуй, не помню, чтобы она обсуждалась: вопрос о патриотическом воспитании молодежи… Мы должны строить свое будущее на прочном фундаменте. И такой фундамент –  патриотизм…Это уважение к своей истории и традициям, духовным ценностям наших народов, нашей тысячелетней культуре и уникальному опыту сосуществования сотен народов и языков на территории России. (...) Нам необходимо в полной мере использовать лучший опыт воспитания и просвещения, который был и в Российской империи, и в Советском Союзе».
А как воспитывать уважение и любовь к Родине, к своей истории? На этот вопрос в свое время ответил педагог  В.А.Сухомлинский. Онпервым заговорил о ведущей роли воспитания в формировании духовно богатой личности, о том, что без духовности не может быть социально-экономического прогресса.
•    Любовь к Отчизне и любовь к людям — это два быстрых потока, которые, сливаясь, образуют могучую реку патриотизма.
•    Нет ничего в мире сложнее человека, и воздействовать на него единичным средством невозможно.
•    Любое воздействие на личность теряет свою силу, если нет сотни других воздействий
В. А. Сухомлинский создал систему патриотического воспитания, в которой гуманистический подход к патриотическому воспитанию  созвучен с идея¬ми современной педагогики, поэтому педагогичес¬кое наследие талантливого педагога является ак¬туальным для решения проблем патриотического воспитания в наши дни.
Педагог-гуманист подчёркивал, что патриотизм — это нравствен¬ная категория, которая ставит личность на бо¬лее высокий уровень существования. В своих произведениях педагог-учёный называл чувство любви к Родине «патриотической сердцевиной».
  Трудно со всем  этим не согласиться. Именно духовно-нравственный человек может быть истинным патриотом и гражданином своего Отечества. Поэтому на протяжении многих лет  наш коллектив работал  над созданием воспитательной системы школы, в основу которой было положено именно духовно-нравственное воспитание. И я смело могу сказать, что Алексеевская школа сегодня – это территория духовно-нравственного воспитания.  Что для этого необходимо было сделать?
•    Самим быть патриотами, любить свою работу, детей. Ведь всем известно, что воспитывают не слова, а дела.
•      Создать условия для воспитания и развития гражданина и патриота. Что входит в понятие «условия»? Это, прежде всего, кадровый потенциал, способный к профессиональному и духовному развитию. Это материально-техническая база, соответствующая времени. Ведь воспитывают  даже стены. Это обязательная консолидация всех сил социума: семьи, общественных организаций, власти.
•      Сохранение и приумножение  традиций и памяти о прошлом.
•    Это организация ученического самоуправления  и создание  детской организации, где дети будут учиться взаимодействовать и развивать свои коммуникативные навыки.
Вот такие «ручьи»  наполняют «реку» под названием «Патриотизм».
Юрий Вяземский, ведущий программы «Умники и умницы»,  в своем интервью сказал: «Патриотизм – это иммунная система любого общественного организма».  А ведь все начинается с Семьи! В школах создаются советы отцов, а в муниципальных образованиях работают советы женщин. Необходимо объединяющее начало на районном  уровне. Например, районный совет отцов могли бы возглавить председатель районной Думы Д.М. Ткаченко или уважаемый С.Ю. Лещинский. Хорошо, что военно-патриотический клуб «Десантник» делает первые самостоятельные шаги – мужчины включаются в воспитательный процесс молодежи, что должно радовать и находить поддержку органов власти. Сегодня молодое поколения родителей нуждается в педагогическом всеобуче, и здесь за основу можно взять книгу В.А.Сухомлинского «Как воспитать настоящего человека», где каждая глава – готовая беседа для родителей:
•    гл. 14 Человек должен дорожить памятью своих предков.
•    гл. 120 Роль матери и отца в жизни ребенка.
•    гл. 24 Человек лишь тогда становится человеком, когда он любит людей
•    гл. 27 Воспитание отношения к школе как важнейшему очагу духовной жизни народа.
Народная мудрость гласит: «Три несчастья есть у человека: смерть, старость и плохие дети. Старость неотвратима. Смерть неумолима. Перед этими несчастьями никто не может закрыть двери своего дома. А от плохих детей дом можно уберечь, как и от беды».

Н.Калына

фото

Комментарии

Код *: